ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО ХРАМА  ВО ИМЯ ИКОНЫ

"УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ"  В Г. ЧЕЛЯБИНСКЕ

 

(ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПО СИСТЕМЕ РОСПИСИ ХРАМА)

В данной постройке объем храма делится на основной и “предваряющий”. Соответственно и система росписи будет строиться по принципу единения церкви новозаветной и церкви ветхозаветной.

Нартекс, расположенный у западной стены основного объема, символизирует ветхозаветную церковь. При входе в храм мы оказываемся в просторном тамбуре, освещенном боковыми окнами. Здесь находятся списки тех, кто строил или помогал строительству этого сооружения. По древней традиции именно при входе располагались портреты ктиторов и воздавались почести людям, совершившим такое благодеяние. Но не ради тщеславия строятся храмы на Руси, а только во славу истинной веры. Посему авторы и зодчие скромно упоминают о своем участии в списках при входе. Ибо тот, кому будет интересно узнать, чьими стараниями воздвигнут храм, задержится и прочтет, либо пройдет не задерживаясь.

Далее верующего встретят ветхозаветные праотцы, стоящие у начала времен и предваряющие возникновение христианской веры. За ними на следующем отрезке стены располагаются пророки, развернутые в три четверти по направлению к основному объему, тем самым, приглашая войти в пространство четверика. На втором этаже трапезной по сторонам центрального прохода, вверху пишутся святые в медальонах (церковь Успения на Волотовом поле), а ниже разворачиваются события Ветхого завета. На южной стене это композиции на темы сотворения Мира и событий в Райском Саду, завершающиеся сценой изгнания из Рая. На противоположной стене композиции иллюстрирующие книгу “Исход. Тем самым повествуется о первородном грехе человечества и о том, что с тех пор как человечество в лице Адама было изгнано из Рая, оно находится на пути к спасению и движется по этому пути, ведомое Господом (Моисеем).

Тематика стенописей четверика традиционна – Христологический цикл, Богородичный цикл, Евангельские события и Деяния апостолов, составляющие суть православия - это сцены исцелений, изгнания бесов и так далее.

Верх храма символизирует Церковь Небесную через образы Апостолов, Пророков, Архангелов, Серафимов и Херувимов. Следовательно, купол барабана обозначает небо, жилище Бога, который и изображается в образе Христа-Пантократора. Простенки барабана, ввиду своей малой площади, не могут быть использованы под роспись. К тому же маленький диаметр центрального барабана, делает затруднительным визуальный доступ к этим участкам внутренней поверхности барабана. Подступы к Богу охраняет его воинство Серафимы, расположенные на поверхности свода основного объема. Своды это небо, следовательно, своды будут окрашены в синий цвет, на них изображаются серафимы и сияние, исходящее от Господа.

На северной и южной стенах, в верхних, боковых компартиментах изображаются символы евангелистов (тетраморф), а на восточной и западной стенах символы четырех царств. От основных настенных росписей эти изображения отделяет карниз, идущий поверх арочных членений стен четверика. Сама же роспись основного объема заключает в себе четыре основные, доминирующие композиции богородичного цикла, заключенные в естественные рамки, образованные пилястрами и арочными выступами над ними. Это “Покров Богоматери, расположенный на восточной стене один из любимейших изводов на Руси. Во время службы Богородица как бы простирает свой покров над молящимися обращенными к восточной стене храма, берет их под свое покровительство. Напротив, на западной стене размещается композиция Успение”. Запад, как страна заходящего, как бы умирающего солнца, есть область мрака, скорби, смерти, область вечного жилища мертвых, чающих воскресения и суда. “Успение” символизирует надежду христиан на грядущее воскресение под “покровом Богоматери. На южной и северной стенах размещаются соответственно “Собор Богоматери” и “О тебе радуется”. Эти 4 композиции, как уже говорилось, являются стержневыми в композиционной системе росписи храма, задают общий для всего здания масштаб росписей. Фигуры Богородицы самые крупные во всей росписи, что, безусловно, говорит о значимости богородичного цикла в данной росписи.

Поскольку стены рассматриваемого сооружения имеют в кладке арочные ниши различного размера, то было решено не дробить систему росписи на несколько (4 – 8 как правило) регистров-полос, как это принято в большинстве русских средневековых храмов. Такое дробление нарушило бы композиционную целостность, и было бы неким механическим” наложением среднепринятой, средневековой системы росписи на плоскость стен. Перед нами же стоит задача создать единый ансамбль архитектуры и системы росписи. В связи с этим дальнейшее именование регистров на верхний, второй, третий и нижний имеет некоторые условности, и связано главным образом с горизонтальными членениями пилястр, на коих изображены в четыре яруса столпники, святители и отцы церкви.

Таким образом, мы переходим к самому верхнему регистру росписей. По бокам от основных Богородичных сюжетов располагается Христологический цикл росписей, состоящий из двунадесятых праздников, и сцен исцелений, ибо исцеляя расслабленного или прокаженного, Христос в первую очередь врачевал души людские. На восточной стене это “Вход в Иерусалим” и “ Преображение”. На южной стене “Крещение и “Исцеление прокаженного, западная стена “Воскрешение Лазаря и “Исцеление расслабленного, северная стена “Изгнание бесов и “Сретение (смотри схемы компоновки сюжетов).

Второй регистр росписей на трех стенах, кроме западной, занимают окна. На западной стене, во втором и третьем регистре росписей, вместо изображения Страшного суда предполагается изобразить композиции на тему притч. Слева это “Притча о богаче и бедном Лазаре”, справа “Притча о блудном сыне”, “Притча о разумных и неразумных девах”. Эти сюжеты соответствуют эсхатологической тематике, повествуя о человеческой душе после преставления. Изображения притч вместо Страшного суда было сделано в церкви Троицы в Никитниках в 17 веке.

В конхе апсиды и центральной её части располагается композиция “Воскресение”. Под линией окон апсиды изображены апостолы (евхаристия), и по сторонам от апсиды, на северной и южной стенах, в третьем регистре росписей, изображены деяния апостолов. Таким образом осуществляется преемственность в хронологии. Христос воскрес, вознесся и благословил апостолов идти по свету и нести свет истинной веры, что отражено в цикле деяний апостольских.

Над входами северной и южной стен, в боковых объемах, предлагается написать сцены первых двух вселенских соборов. Именно на Никейском и Константинопольском соборах был составлен Символ веры. Расположение данных сюжетов над входами символизирует утверждение христианина в вере уже при входе в храм. По бокам от вселенских соборов изображаются события, происходившие на них. (Видение Св. Петру Александрийскому отрока Христа в разодранных одеждах. Святитель Николай обличает на соборе ересь Ария. Из заключенного в темницу Ария выпадают внутренности и так далее).

Самый нижний регистр росписей занимают изображения местных святых, (что соответствует местному ряду иконостаса) и композиционно корреспондирует к нему. Иконостас, таким образом, становится неотъемлемой частью системы монументально-декоративного оформления храма. На восточной стене в нижнем регистре возможно изображение царской семьи (по желанию заказчика) как новомучеников российских. Соответственно рядом с ними располагаются тезоименитые святые. И далее по периметру четверика пишутся изображения святых в полный рост.

На поверхности пилястр по традиции изображаются столпники в нижних двух регистрах, в верхних же двух основатели, отцы церкви. Двухчастное деление поверхности пилястр по типу изображенных святых делается для нивелирования монотонности, возникающей от метрического повторения одного извода в вертикальном направлении. Среди столпников изображены Симеон Столпник как основатель этого вида аскезы, его ученик Даниил, Симеон Младший (Дивногорец). Русские столпники Кирилл Туровский, Никита Переяславец и другие.

В результате мы получили единый ансамбль монументально-декоративного решения внутреннего пространства храма, в котором отсутствуют сцены эсхатологические, предупреждающие о грядущем суде над душами людскими. Богородичная тематика росписи наложила оттенок лиричности, мягкости, материнской любви и заботы. Соответствует ли тематика росписи времени своего создания, как это наблюдается во многих средневековых постройках Руси. Думается что да, соответствует. В настоящее время в России непростые времена, локальные конфликты, межнациональное напряжение, экономические проблемы. В первую очередь все это ощущает на себе простой гражданин. Придя же в храм, он попадает в обстановку спокойной повествовательности, развертывающейся на стенах храма. Лики Богоматери светятся любовью и заботой о роде человеческом, а значит и о конкретном человеке тоже. Душа отдыхает в храме и просветляется увиденным благолепием.

Воистину достойно прославлять Тебя, Богородицу, вечно счастливую и святейшую и Матерь нашего Бога. И мы прославляем Тебя, истинную Богородицу, честнейшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, без нарушения девства родившую Сына Божия. 

Аспирант кафедры истории искусств и реставрации

Уральской Архитектурно-Художественной Академии:

Шернин М. Д.  (1998г.)

 

    Еще статья.   И еще статья по теме.

CHEL-HR.jpg (21424 bytes)

 

Концепция расположения росписей на стенах.

 

 

 

 

 

CHEL-HR2.jpg (16108 bytes)

Общий вид строящегося храма

 

CHEL-HR3.jpg (14540 bytes)

Общий вид строящегося храма

CHEL-HR1.jpg (19114 bytes)

Купола готовы к установке.

 

CHEL-HR4.jpg (16591 bytes)

Внутреннее пространство храма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ   

Используются технологии uCoz