ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИОННОЙ (СРЕДНЕВЕКОВОЙ) СХЕМЫ РОСПИСИ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА И СОВРЕМЕННЫХ ПОСТРОЕК.

.

Никольский храм в селе Николо Павловское 

В процессе восстановления утраченных росписей в православных храмах встает такая проблема как соответствие пространственно-временных рамок интерьерного пространства и общего стилистического решения всего образа здания.

1. Например, если имеется храм с полностью утраченными, не подлежащими восстановлению фресками, или последние исполнены на низком профессиональном уровне и не представляют ни исторической, ни художественной ценности, то насколько применима «традиционная» система росписи (сложившаяся еще в 13 веке) к постройке 19 века. И возможна ли такая замена.

2.  Современные храмы несут в себе образ нескольких предшествующих эпох, зачастую это синтез нескольких типов храмов, принадлежащих разным временным отрезкам, и, как следствие, несущих в себе «парадигму» своей, отличной друг от друга, системы росписи. Не говоря уже о том, что многие архитекторы, стремясь компенсировать недостаточный уровень специализированных знаний в области храмостроительства, пытаются изобрести собственные, не имеющие аналогов, типы храмов. И такие храмы строятся по всей России, особенно на периферии. Какую систему росписи применять при оформлении таких храмов, «греческую» или «фряжскую».

Вот на эти два вопроса мы и попытаемся ответить в данной статье.

Рассмотрим первый вопрос подробнее на конкретном примере. Никольский храм в селе Николо Павловское, расположенном под Нижним Тагилом, является постройкой второй половины 19 века. Храм явно несет в себе черты неорусского стиля, тем самым, указывая на время своей постройки. Внутри имеются немногочисленные росписи, располагающиеся в основном на сегментированном куполе. Это четыре композиции предположительно Христологического цикла. Межоконное пространство занимают Евангелисты, а в нижнем регистре основного объема, как раз под Евангелистами, располагаются локальные изображения святых. Росписи (особенно нижние) неоднократно записывались по мере их старения.

 На этом росписи центрального объема заканчиваются. Что касается боковых приделов храма, то в них отсутствуют какие-либо настенные изображения. Определить аутентичность росписей не представляется возможным в силу того, что фрески неоднократно подвергались позднейшим записям не самого высокого качества. Идентифицировать некоторые композиции можно по надписям, присутствующим в них, но подлинность этих титлов вызывает некоторые сомнения.

Если исходить из того, что внутреннее убранство собора (в части настенной живописи) не представляет ценности (а такое заключение должна дать соответствующая комиссия), и возможные работы по расчистке и реставрации первоначальных фресок не приведут к каким либо значительным результатам, то сразу встает вопрос о восстановлении былого благолепия храма, украшения его настенной монументальной живописью в соответствии с русской православной традицией.

Похожая ситуация наблюдается и с иконными изображениями в этом храме. Если иконы для центрального иконостаса писал мастер, (это чувствуется по тщательности исполнения и композиционной грамотности иконописца), то большинство икон боковых приделов выполнены с большой долей небрежности, на них отсутствуют и левкас и паволока. Краска во многих местах вспучилась из-за несоблюдения элементарных технологических требований. Иконы неоднократно переписывались, причем при позднейшей записи не соблюдались ни композиционные, ни колористические принципы построения иконного изображения. Не говоря уже о том, что полностью отсутствовал семиотический аспект восприятия образа, который, кстати говоря, в значительно большей степени присущ «греческой» манере письма.

 Поэтому автором  совместно со специалистами ООО АРО «Ордер» в 1998 году было принято решение переписать некоторые иконы. За эстетическую «точку отсчета» была принята византийская система церковной живописи. Объясняется это тем, что православная церковь сегодня не приемлет «фряжской», западной манеры письма. Еще в 1551 году стоглавый собор принял ряд постановлений касающихся церковной живописи «Писати иконописцем иконы с древних переводов, како греческие иконописцы писали, и как писал Ондрей Рублей и прочие пресловущие иконописцы». Таким образом, была дана четкая установка на традиционность и каноничность. Греческая манера письма, в силу своей каноничности и традиционности, обладает большей «семиотической наполненностью»,  т. е. реципиенту не обязательно требуется прочитать надпись, венчающую иконное изображение, чтобы понять, что изображено на иконе. Достаточно просто сопоставить композиционное и цветовое решение конкретного произведения с имеющимся набором иконографических изводов (подлинников). Конечно, требуются определенные минимальные знания, «насмотренность», дабы такое сопоставление состоялось.

 К тому же в данном храме стихийно уже начал происходить процесс замены старых изображений новыми, выполненными современными иконописцами «по-гречески» (сцена «Благовещение» в царских вратах в центральном иконостасе).

Давайте зададимся следующим вопросом, если происходит стилистическая замена иконных изображений в иконостасе, то возможна ли такая же замена и монументальной живописи? Не противоречат ли фрески, по стилю принадлежащие к более раннему временному отрезку, внутреннему пространству храма, построенного не ранее второй половины 19 века. Иными словами, если мы начнем расписывать храм заново уже в «греческой» манере письма, то насколько это будет корректно по отношению к его архитектуре, принадлежащей другой эпохе.

Действительно, имеются определенные отличия в храмовой архитектуре Руси средних веков и послепетровской России. По иному стало трактоваться внутреннее пространство храма. В частности в храме Николая Чудотворца в селе Николо-Павловское отсутствует барабан с оконными проемами. В нем, как правило, помещались изображения архангелов и пророков, которые охраняли подступы к Вседержителю, расположенному непосредственно в центральном куполе. Храм не принадлежит к крестово-купольному типу построек, для которых и разрабатывалась византийская система монументально-декоративного решения внутреннего пространства храма. Тем не менее, изменения внутреннего пространства коснулись только верхней части храма – образа церкви небесной, в целом же основной объем мало трансформировался.


 Таким образом, традиционная система росписи православного храма неизбежно изменяется в соответствии с имеющимся внутренним пространством храма. Степень трансформации системы росписи может быть различной. В частности на замкнутых, стрельчатых сводах, в самой высокой точке, как правило, крепится устройство для подвешивания паникадила. Что исключает изображение Пантократора, обычно располагавшегося в куполе барабана крестово-купольных построек. Между тем, система росписи замкнутого купола была разработана еще в Византийской системе иконографии и вполне может быть перенесена на рассматриваемую постройку.

 Думается, что роспись храма 19 века в греческой манере письма вполне возможна, и вот почему.

1.    Современная церковь уже не одно десятилетие ориентирована на византийскую (греческую) церковную живопись, и представляется нецелесообразным в данном случае простое воссоздание утраченной росписи. Тем более что материалов, документирующих систему росписи храма, по всей видимости, не сохранилось.

2.    Греческая система росписей предполагает работу с «подлинников» – сложившихся в течение длительного времени графических изводов. Это в свою очередь делает композиционные образы легко узнаваемыми в силу своей повторяемости и каноничности. Более поздняя живопись не имеет этого преимущества, и порой представляется довольно затруднительным определить без надписи, какое именно событие изображает композиция. Внутреннее пространство храмов по сути своей осталось прежним. Незначительные изменения более коснулись верхней части храмов, низ же остался неизменен. Поэтому и система росписи в целом значительно не пострадала и        вполне может быть воплощена в более поздних постройках.

3.      Западная (фряжская) манера письма требует более серьезной академической подготовки и знаний. Зачастую просто невозможно найти специалистов соответствующей квалификации в конкретном регионе.

Таким образом, становится ясно, что система монументальной церковной живописи средневековья может применяться к более поздним постройкам без существенного ущерба для храма. Конечно же, подобные действия должны предприниматься лишь при определенных условиях (полная утрата оригинальных фресок и т. п.) и в каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход.

Что касается второго вопроса, то можно выделить следующие положения.

1.      При выборе системы росписи для современного храма однозначно предпочтительнее выглядит «греческая» манера оформления. Прежде всего, в силу своей большей «воцерковленности», узнаваемости, святости если хотите. Ведь именно греческие мастера в течение всего средневековья помогали на Руси украшать православные святыни. И  Рублев, и Феофан, и Дионисий, все они величайшие мастера греческого церковного письма.

2.      Как уже говорилось выше, греческая система обладает большей узнаваемостью, семиотической ценностью. Положение каждого персонажа в любой композиции оттачивалось и выверялось не одно столетие. Именно поэтому нас сразу пленяет та живость и легкость композиционного построения иконного изображения, которые присущи греческим изводам.

3.      Психология восприятия греческой системы росписи строиться в специальном расчете на движение зрителя. В то время как практически все типы православного храма имеют превалирующую вертикальную композиционную ось, и восприятие внутреннего пространства происходит именно в круговом движении. Фряжская же манера письма предполагает статичность зрительной позиции и рассчитана в большей степени на постройки светские.

4.      Композиция в греческом письме строится на неожиданных ракурсах, системе обратной перспективы, всевозможных разломах форм. Что значительно более приспособлено к воплощению на криволинейных плоскостях, которые образуют купола, паруса, арки, тромпы, апсиды. Западная манера росписи тяготеет к плоскости, либо к поверхностям близким  к плоским. Так как прямая перспектива и светотеневая моделировка пространства наиболее полно раскрываются именно на плоскости.

Из всего вышеизложенного становится ясно, что греческая система росписи православного храма является предпочтительной, так как наиболее полно выражает православную идею соборности и святости. Греческое письмо в интерьере православного храма имеет целый ряд преимуществ перед западной манерой письма и в композиционном плане и в свете истории государства Российского.

 

Архитектор Шернин М. Д.  (1999г.)

WWW.SHERNIN.RU 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ  

 

 

Используются технологии uCoz